Наши предки создали свою самобытную культуру, традиции, обычаи, нашедшие отражение в песнях, сказках, в быту, жилье, одежде. Причем делали это наши предки с большим вкусом. Этот уголок музея посвящен культуре и быту наших земляков.
Вот так выглядела крестьянская изба, а точнее, ее фрагмент. Дом был и есть для человека местом, где он проводит свою жизнь, это как бы колыбель для многих поколений. Не даром в народе говорят: «своя хатка, как родная матка".
Крестьянская усадьба состояла из дома, сарая и гумна. Как правило, эти постройки ставились в один ряд, реже квадратом, в центре которого тогда образовывался двор. Дом состоял из жилой "избы", сеней и кладовой.
Жилое помещение было достаточно темным - маленькие окошки в стене, которые выходили на деревенскую улицу, давали мало света. Окна не стеклились - в холод беднейшие крестьяне затыкали их тряпками, соломой или деревянной задвижкой. С середины XVIII в. в окнах крестьянских домов все чаще появляется стекло - толстое и мутное. Освещался дом лучиной, засунутым в стену железным лучником. В морозное зимнее время в одном помещении с людьми находились молодняк домашнего скота и птицы. Дымохода обычно не было - дым выходил через отверстие в потолке. Два раза в год (к Рождеству и Пасхе) стены в доме белили известью, но они скоро снова чернели от дыма. Пол был земляной или глиняный.
При входе из сеней в хату, справа находилась печь. Никаких «забобонов» с расположением очага — чистая логика: в печи ведь не только готовили для семьи, но и парили еду для скотины, и таскать горшки и ведра через всю хату было неудобно. Напротив печи обычно было окно, выходящее во двор. Чтобы хватало света и было видно, что происходит на твоей территории. А через проход от печи до окна располагался бабин угол — там хранили всякую утварь, посуду, да и было где хозяйке присесть с работой.
По диагонали от печи – «красный угол», там висит икона. Тут стоял стол, а вдоль стены – широкие лавы. Здесь собиралась вся семья. Крестьянская еда была простой: хлеб, капуста, горох, бобы, репа, свекла, с середины XVIII в. - картофель. Варили каши, борщ, затирку, суп, кисель. Блюда приправляли маслом, иногда медом, который, однако, не был общедоступным продуктом. Первейшей крестьянской едой был в основном хлеб. Доставался хлеб трудно, часто его не хватало, поэтому он очень ценился. Молока крестьяне потребляли мало, мясо ели редко - только в праздничные дни. Пили воду, хлебный квас, березовый сок. Еда была однородной, питательной, безвкусной. Прежде всего, заботились о ее количестве, а не о качестве. Питались три раза в день. Весной, когда кончалось зерно, крестьяне ели щавель, крапиву, лебеду, осот. Летом крестьяне собирали в лесах ягоды и грибы. Богаче и разнообразнее питание было во время праздников: на Рождество, Пасху, свадьбы, на которые оставляли последние запасы.
За печью располагались полати, на которых спали все члены семьи. Возле спального места вешали и люльку — чтобы мать могла качать ребенка, не вставая.
В крестьянском доме имелась немногочисленная и примитивная самодельная мебель: деревянные скамьи вдоль стены, стол, ящик (сундук) для одежды и украшений, полка для кухонной утвари. Эти вещи иногда украшали специальной резьбой или орнаментальной росписью.
Жители деревни преимущественно одевались в одежду домашнего изготовления. Издавна сырьем для изготовления одежды служили кожа, меха и шерсть домашних и диких животных, льняное, конопляное волокно. Каждая деревенская женщина умела прясть и ткать.
В центре экспозиции - "кросны" (ткацкий станок). Здесь также выставлены некоторые детали для ткацкого станка: блоки, зажимы, бёрды, паножны челноки, крюк.
Ткачество, как и керамика или резьба по дереву, является одним из самых древних и распространенных видов белорусского народного искусства. Ткали в каждой деревне, в каждой хате, и умение ткать было обязательным для каждой женщины-крестьянки.
Основным материалом для тканых изделий служили лен, овечья шерсть, конопля. Для окрашивания нитей использовали естественные красители из цветов, трав, коры деревьев, поэтому традиционная гамма белорусских тканых изделий сдержана и не ярка. Лишь в XX веке благодаря употреблению фабричных нитей и химических красителей она становится более яркой и насыщенной.
Изо льна и шерсти создавались необходимые в быту вещи – покрывала (постилки), полотенца (рушники), скатерти и в первую очередь одежда. Поскольку одежда больше чем другие изделия народных мастеров была «на глазах», ее украшению уделялось большое внимание.
Обязательным для женщины считалось и умение выткать хороший рушник – вещь, призванную не только выполнять свою прямую функцию в быту. Ни одно крупное событие в жизни не обходилось без него: на рушник принимали новорожденного, на рушниках провожали в последний путь. Качались на рушниках колыбели. Рушник жертвовали церкви.
Встречая дорогих гостей, подносили на рушнике хлеб и соль. Древний этот обычай дошел и до наших дней. Так с рушника, с его лучистых узоров начинается порой знакомство с белорусским краем и его народом.
Родились рушники на белорусской земле в глубокой древности. Вначале они были скромными, чисто бытового назначения: «уцiральнiкамi» вытирались, у «трапкачах» носили в поле обеды. Рушники ткали из отбеленных и неотбеленных льняных ниток, и они были похожи на серебряные. Рисунок простой, геометрический. Но живет в женщине извечная тяга к красоте, и вскоре на рушниках появились узоры. Их вышивали красными и черными нитками. Каждая хозяйка хотела, чтобы ее рушник был самым красивым. Учились друг у друга, дополняли своим. И расцвели на рушниках маки, синие васильки, появился узорчатый, как в калейдоскопе, рисунок. Кроме того, каждый рушник был украшен на концах бахромой или кружевом, связанным крючком.
Скатерти («абрусы», «настольники»), как и рушники, также играли весьма важную обрядовую и декоративную роль в народном быту белорусов. Характер декора, рисунок орнамента, колорит на скатертях и рушниках во многом близки, хотя на скатертях он значительно сдержаннее и деликатнее и в большинстве случаев ограничивается серебристым мерцанием мелкого бело-серого геометрического рисунка («у шашачкi», «шашкi»). Два полотнища, необходимые для изготовления скатерти, обычно соединялись между собой кружевной прошвой. Завершали композицию кружева или бахрома.
Наиболее ярко декоративные качества тканых изделий проявлялись в покрывалах («посцiлках»). Это объясняется тем, что распространение их в народном быту вызвано скорее декоративными, чем утилитарными целями. Считают, что до второй половины XIX века покрывала в народном жилище вряд ли встречались, так как в интерьере курной хаты декоративные ткани были непрактичны. Их необходимость появилась лишь в конце XIX века, когда курные хаты уступили место «чистым», нередко с «парадной» половиной («святлiцай»), обставленной самодельной передвижной мебелью, в том числе и кроватями, которые стали застилать покрывалами, вытканными более тщательно и красиво. Постилки из более грубого волокна использовались для других хозяйственных целей. Декор их был скромен и чаще всего ограничивался двухцветными бело-серыми, серо-черными, серо-коричневыми цветами.
Ткачество полностью удовлетворяло потребности села в одежде. Ежедневный мужской наряд состоял из полотняных брюк, выпущенной наверх рубашки, перевязанной ремнем или поясом, и свиты. На голове носили могерки или шляпу. Обувались в лапти из лыка, подвязанные к ногам.
Женский костюм состоял из рубашки, юбки, фартука, свиты наверх, платка на голове. В обыденной одежде преобладали серый, черный и белый цвета. В церковь и на праздник надевали более дорогое и яркое платье, вышитое народным орнаментом, дополненное купленными украшениями-поясом, бусами, медными кольцами. В праздники мужчины из более состоятельных семей носили сапоги, а женщины - ботинки.
В экспозиции музея, вы можете увидеть тканые изделия, сделанные жителями нашей деревни.
Катушки, сукало с железной рукоядкой, сукало ручное с деревяным барабаном, веретено, пряслица для взрослых и подростков. Около стены выставлены женский жакет и мужская бурка, домашнего изготовления, фрагменты грубого и тонкого сукна, постилки, рушники, одеяла, вышитая рубашка, пояса.
В центре зала находится витрина с вышивками наших односельчан.
Завершает экспозицию уголок крестьянского двора. В нем собраны орудия крестьянина: жернова, цепь, веялка, лопата для выпечки хлеба, торфорез, ножницы для стрижки овец, гребни, праник, ступа, безмен, газовая лампа, самовар.
Среди предметов быта в нашей крестьянской избе вы можете увидеть поделки из глины.
Гончарство, производство из обожжённой глины посуды, игрушек, светильников, кирпича, черепицы, изразцов и т. п. Слова «гончарство», «гончар» («горънчар»), «горшок», («горнец») происходят от русского слова «горн». Гончарство открыли еще первобытные люди, и оно во многом расширило возможности человечества в борьбе за существование, позволив готовить варёную горячую пищу. Вероятно, наиболее ранними способами изготовления сосудов были обмазка глиной плетёных корзин (выгоравших при обжиге) или «выскребание» сосудов из цельных комьев глины. Другие примитивные способы — «выбивание» сосуда из кома глины с помощью колотушки и наковаленки, лепка его из отдельных пластин, кольцевой налеп стенок валиками, спиральный налеп жгутом. Последние два приёма преобладают при переходе к ремесленному производству, когда мастера стали пользоваться гончарным кругом, а позже и гончарным горном (прежде изделия обжигали на костре или в домашней печи). Профессия гончара по истине божественная, ведь по преданию, Бог создал человека из глины. Истоки гончарного производства уходят в глубокую древность. Гончарное производство существовало везде, где были залежи природных глин. Богатые пластические и художественные возможности этого природного материала привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все, что угодно.
В белорусских селах и городах работали тысячи гончаров, игрушечников, изразцовых дел мастеров. Существует поверье: работать с глиной может только человек с добрым сердцем и открытой душой. Должен он быть и хорошим мастером. Берет гончар кусок глины, бросает на стол, разминает, долго нарезает проволочкой, чтобы размельчить комочки, снова разминает. Когда глина становится мягкой, податливой, льнет к рукам, берет мастер от нее небольшой ком, кладет на гончарный круг, обминает, смачивает руки, заводит круг – и начинаются чудеса. Мастер притрагивается к глине, вытягивает вверх. Растет она словно живая. Делает мастер внутри углубление. Чувствительные пальцы почувствовали камешек, осторожно извлекают его, выемочку заделывают, и снова вращается круг. Вот уже и вырисовывается кувшин. Когда он готов – отправляется в печь на сушку. Так работают гончары сегодня, также делали они свои изделия и в старину.
В основном гончарство было развито в селах. Для приготовления пищи в печи существовал набор горшков разной величины, но одинаковой формы: шаровидный объем сужался в нижней части, что было функционально оправдано, ибо огонь снизу легче нагревал посудину. Пища в горшках получается очень вкусная. Использовались горшки не только для приготовления пищи, но и для хранения всевозможных продуктов. Так, иногда в больших корчагах держали зерно, живописцы хранили краски. Любили в старину прятать денежные сбережения в кубышку, т. е. в глиняный горшок с высоким узким горлышком, удобный для хранения монет.
Мастера стремились создавать бытовую посуду красивой по форме и декору. Чаще всего она имела естественный цвет черепка, причем различных оттенков в разных местах. Простейший орнамент на глиняной посуде в виде ямок, вмятин возник в незапамятные времена. Древние развитые культуры славян уже имели целую систему изображений на посуде, содержание которых раскрывает представления людей о мире, природе, связано с трудом земледельцев. Волнистые линии, например – знак воды, прямые линии условно изображали землю.
Гончарством занимались целыми семьями. И по вечерам, когда вся семья в сборе, хозяин делал сложные изделия на гончарном круге, а его жена и дети лепили что-то попроще – детские игрушки: свистульки, петушки, барашки, всадники, куклы («ляльки»). Все эти игрушки характеризуются обобщенной, выразительной и точной пластической формой. Игрушки красивы по силуэту, точны по пропорциям, в них нет подробной детализации. Очень пластичны фигурки животных.
Издавна труд гончара пользовался доброй славой на сотни верст от родных мест. Когда приходило воскресенье, надевал мастер праздничную одежду, шляпу, запрягал лошадей, грузил на воз свои глиняные изделия и вез их на рынок. И раздавался над рынком глиняный звон.
Гончарное искусство не забыто в наши дни: возрождаются давние традиции, разрабатываются новые виды эмалей и глазурей, новые приемы украшения изделий. Произведения декоративно-прикладного искусства из керамики мы встречаем не только на выставках. Интерьеры наших квартир, магазинов, учреждений часто украшают глиняные изделия народных промыслов.
В экспозиции музея вы можете увидеть устройства, которые использовали для растирания зерен и приготовления муки для выпечки хлеба. А как же вообще люди начали выпекать хлеб?
Хлеб служит основой питания человека на протяжении почти восьми тысяч лет. Археологи утверждают, что первый хлеб делали из желудей. Вымоченные, высушенные желуди растирали между камнями в муку. Из нее готовили первые оладьи и кашу. Свыше 10 000 лет назад человек начал употреблять в пищу пшеницу. Первобытные земледельцы растирали зерно пшеницы камнями, полученную муку смешивали с водой. Получалось клейкое тесто, но кушать его сырым было неприятно. Его стали намазывать на горячие камни тонким слоем - так получились хрустящие съедобные лепешки. Таким был хлеб до тех пор, пока в тесто случайно не попали дрожжи. Большим было удивление и ужас человека, увидевшего, как тесто, забытое в горшке, стало подниматься и «дышать», будто живое. Брошенное в огонь, такое тесто спеклось в виде пышной, слегка кисловатой лепешки.
Брожение теста вызвали дрожжевые грибки, которые есть в воздухе, чего первобытные люди, конечно, не знали. Эти грибки поглощают сахар в тесте, образуя спирт и углекислый газ. Тесто от этого поднимается, становится рыхлым. Для выпекания такого хлеба нужно, чтобы тепло равномерно окружало его со всех сторон. Так древние люди придумали печь. В печи тесто охватывается жаром, тонкие пленочки вокруг него пузырьков высыхают. Так получается мягкий, легко разжевываемый хлеб.
Люди, которые умели выпекать хлеб, во все времена имели большой авторитет. В Древней Греции булочник мог занять очень высокую должность. В Риме раб, умеющий печь хлеб, стоил в десять раз дороже самого исправного гладиатора. Интересный факт: в Европе существовало правило, согласно которому социальный статус человека определяла свежесть употребленного им хлеба. Для королевской семьи свежий хлеб, для высшего общества - хлеб вчерашний, для мелкого дворянства - хлебные изделия двухдневной давности, для монахов и школьников - хлеб, испеченный три дня назад, самый старый хлеб ели крестьяне и мелкие ремесленники.
Так хлеб постепенно становится основой пищи наших предков. К хлебу относились очень уважительно, а его выпечка была священным ритуалом. Тесто замешивали в деже, где должен был оставаться кусок теста от предварительной выпечки.
Дежу делали обычно из дубовых клепок, которые ускоряли процесс квашения и придавали хлебу легкий специфический аромат. Связанное с хлебом использование дежи обусловило и ее важную роль в обряде свадьбы. Благословляя на брак, невесту с расплетенной косой садили на дежу. Также дежу нельзя было ставить на землю или голую скамью: обязательно нужно было что-то подложить. Когда хозяйка пекла хлеб, старались, чтобы в доме никого не было. И совсем плохо, если кто заходил во время, когда сажали хлеба в печь, - они обязательно трескались.
Свежеиспеченный хлеб, обрызганный водой, остывал под полотенцем, наполняя дом наилучшим в мире запахом. Бросаться хлебом считалось смертным грехом. Когда хлеб ненароком сбрасывали на землю, его надо было поднять, поцеловать и сказать: “Прости, Боженька”. Издревле хлеб у белорусов был в почете и являлся знаком состоятельности, благополучия и достатка. Недаром в народе говорят: «Будет хлеб, будет и песня».
Рядом с экспозицией находится макет мельницы, которая работала в Козловичах в начале ХХ в.
В зале имется отдел нумизматики, который пополняется.
Также в первом зале музея находится макет старой школы, которая работала в Козловичах в 1930- нач. 1960-х гг. Макет сделал учитель школы Сучок Л.Л.