Галерея искусств

Адрес: ул. Копыльская, 2, г. Слуцк
Тел.: (8-01795) 2-93-66 Старший научный сотрудник Ирина Леонидовна Левочко
Режим работы: 10.00–18.00
Выходной: понедельник

В галерее искусств имеется четыре выставочных зала и лекционный, рассчитанный на 40 мест.

Описание: Выставки живописи и графики современных белорусских и зарубежных художников.
 

                 


 

Музей этнографии

 

 

 

 

 

 

 

 

Адрес: ул. Ленина, 153, г. Слуцк
Тел.: (8-01795) 2-02-70 Старший научный сотрудник Макаревич Галина Адамовна, старший научный сотрудник Ажевский Валерий Анатольевич
Режим работы: 10.00–18.00
Выходной: воскресенье, понедельник


Экспозиция: «Быт и занятия крестьян Слуцкого уезда XIX – начала ХХ веков».
Описание: В экспозиции – национальные костюмы, предметы домашнего обихода, изделия местных мастеров ткачества, плетения и деревообработки.
Экскурсии: «Промыслы и ремёсла Слутчины», «Интерьер традиционного крестьянского жилья», «Лён в жизни крестьян».

           

Слуцкий краеведческий музей

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЛУЦКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
Юридический адрес: ул. Ленина, 171, 223610, г. Слуцк, Минская обл.
Директор: Серик Наталья Георгиевна
Телефон/ факс: (8-01795) 5-37-12
E-mail: museum.slutsk@tut.by

Главный бухгалтер: Антонова Наталья Ивановна
Телефон/ факс: (8-01795) 2-95-82

Главный хранитель фондов: Шкурская Людмила Владимировна
Телефон: (8-01795) 5-72-32

Основной фонд музея: более 30 тысяч музейных предметов.
Коллекции: «Археология», «Бонистика», «Вексиллология», «Декоративно-прикладное искусство», «Документы», «Живопись», «Графика», «Плакаты», «Листовки, буклеты», «Нумизматика», «Одежда», «Книги, брошюры», «Скульптура», «Стекло, фарфор», «Фалеристика», «Филателия», «Филокартия», «Этнография» и другие.

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Тел.: (8-01795) 5-72-32
Режим работы: 10.00–18.00
Выходной: понедельник

Экспозиция: «История Слутчины от древних времён до современности».

Описание: В экспозиции представлены старинные орудия труда, керамика, уникальные костяные и деревянные шахматные фигурки, каменные и янтарные крестики XII века, кафель XVII века с изображением герба Слуцка, фрагменты шёлковых поясов, изделия уречского стекла, гобелены, материалы и личные вещи известных земляков.

Экскурсии: «Древний город на Случи», «Основные события ХХ века», «Слуцкая гимназия – старейшая школа Беларуси», «Слуцкие пояса – жемчужина декоративно-прикладного искусства Беларуси», «Известные земляки», «Край в годы Великой Отечественной войны», «Космонавтика и Слутчина», «Родная природа» и другие.

       

Церковно-исторический музей Слуцкой епархии

 

Церковно-исторический музей Слуцкой епархии действует при приходе храма Покрова Пресвятой Богородицы деревни Чижевичи Солигорского района. По сути это пригород Солигорска на его северной окраине. Раньше деревня находилась в составе Слуцкого уезда.

Сама Покровская церковь была построена в 1795 году. Приход церкви был достаточно обширен, в него входило 7 близлежащих селений, что в общей сложности составляло около 2000 прихожан.

В 1861 году была воздвигнута 27-метровая колокольня с 12 колоколами.

В 1913 году настоятелем стал иерей Иоанн Панкратович – последний перед закрытием храма в 1937 году советскими властями. В октябре 1937 года он был расстрелян в Слуцке. Был причислен к лику местночтимых святых постановлением Синода Белорусского Экзархата от 28 октября 1999 года, прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года.

Священномученик Иоанн Панкратович, иерей

До 1942 года церковь использовалась как зернохранилище. В годы Великой Отечественной войны в храме вновь стали проводиться богослужения. В 1989 году храм был полностью реставрирован. С 1992 по 1995 годы на территории велось строительство крестильного храма в честь Иоанна Предтечи. Построено административное здание с библиотекой и воскресной школой. Здание храма является памятником деревянного зодчества республиканского значения и входит в число древнейших деревянных храмов на территории Беларуси.

Музей Слуцкой епархии, образованный решением Епархиального совета от 7 сентября 2015 года, расположен в стенах Духовно-просветительского центра Покровского прихода на втором этаже.

В рамках визита 21 сентября 2015 года Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла в Слуцкую епархию состоялась церемония открытия епархиального Церковно-исторического музея.

После того как была разрезана красная ленточка, епископ Антоний провёл для высоких гостей экскурсию по музею.

Среди экспонатов богатой коллекции – старопечатные книги церковно-духовного содержания, богослужебная утварь, антиминсы, самые древние из которых датируются XVIII столетием. Отдельные экспонаты когда-то изъяты из храмов Слуцкого благочиния, разрушенных в годы гонений.

Книги собраны из разных мест: с чердаков старых церквей епархии, из личных коллекций. Всем книгам от ста лет и более. Самым старым – 230–240 лет.

На одном из стендов с изображением Софии Слуцкой – факсимильное издание Слуцкого Евангелия, выпущенное в 2009 году в Минске.

Здесь же – Евангелие, найденное на чердаке Свято-Михайловского кафедрального собора Слуцка. Книга датирована 1779 годом.

Так как много книг передал музею митрополит Филарет, одна из выставок музея посвящена ему. Здесь – награды, облачение, портреты и автограф владыки. Большинство книг из библиотеки митрополита обозначены его экслибрисом.

Особенно выделяются среди книг старинные евангелия в окладах. Оклады – настоящие ювелирные шедевры. Одно Евангелие – отреставрированное издание 1854 года – весит 16 килограммов. Центральная миниатюра изображает Воскресение Христа.

Кроме книг, в музее выставлены предметы. Этот плат с изображением положения Христа во гроб – из Покровского храма в Чижевичах, создан в XIX веке. Имеется несколько икон XVI–XVII веков выполненных мастерами белорусской школы.

Особое место в экспозиции посвящено жизни и деятельности священномученика Иоанна Панкратовича. Отца Иоанна расстреляли 6 октября 1937 года. В музее представлены портрет священномученика, фото мест, где он жил и служил, фотографии его семьи, документы и книги. Есть копия приговора, по которому казнили священника.

Здесь же – предметы из Покровского храма. Колокол, датированный 1934-м годом. В тот год храм закрыли на 9 лет. С одной стороны колокол прострелен, а с другой – треснул.

Ещё один экспонат – евангелие из Покровского храма в окладе, созданное в 1872 году.

Музей постоянно пополняется новыми реликвиями. Желающие могут передать в музей предметы и документы, связанные с православной историей Слуцкого края.

Посещение музея проводится по предварительной договорённости с настоятелем Покровского прихода протоиереем Николаем Лабынько или с диаконом Евгением Ткачёвым.

 

Владимир ХВОРОВ
Фото автора, с сайтов Слуцкой епархии и Электронный Солигорск

Музей геодезической службы

Кто знает, может, и ваши родственники когда-то соседствовали с самими Радзивиллами. Именно так оказалось в случае с жителем Слуцка, который как-то перебирал документы своих предков.
 
Слутчанин нашёл план участка, «составленный по натуральному показанию магнитной стрелки». План, к слову, оформлен по всем правилам землеустроительного дела и, как и полагается документам на землю, зарегистрирован землемерами. Аж в 1902 году!
 
Старинные землеустроительные планы, раритетные геодезические инструменты – предмет особого интереса Владимира Павлейчика вот уже несколько десятилетий. Когда в 1991 году его назначили руководителем в нынешний Слуцкий филиал РУП «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру», он даже и не предполагал, что это станет делом его жизни. А впоследствии на базе Слуцкого филиала появился настоящий музей геодезический службы. Сегодня здесь уже более сотни экспонатов. Формировать коллекцию начали с собственной истории – в архивах города нашли документ 1945 года о создании Бюро технической инвентаризации при Слуцком горисполкоме, также собраны некоторые из документов первых руководителей БТИ Виктора Варлашина, Георгия Гусака, Эдуарда Павлюца. Они внесли значительный вклад не только в развитие организации, но и региона в целом. К слову, Эдуард Павлюц был членом подпольного райкома комсомола в годы войны. В Осиповичах в его честь названа улица.
 
Параллельно музей стал собирать коллекцию геодезических приборов и инструментов, которые ранее использовались в работе геодезистов, представлены также картографические и землеустроительные материалы, схемы улиц города Слуцка разных лет.
 
– Музей – возможно, звучит слишком громко, – говорит Владимир Павлейчик. – Скорее это коллекция интересных для нас вещей, предметов. Размещена она в актовом зале. Здесь действительно очень много экспонатов, которые связаны с нашей профессией. Например, мы собрали орудия труда, геодезические и землемерные инструменты, которые использовались в ХХ и даже ХІХ веках. Молодёжь, которая приходит к нам на работу, да и коллеги, приезжая сюда в командировку, всегда внимательно знакомятся с экспонатами. Многие работают по современным инновационным технологиям и удивляются, как в те далёкие времена можно было использовать тот или иной прибор. Так что у нас есть такая, пусть и минимальная, возможность увидеть изменения в технологии геодезических измерений, начиная с XIX века.

 
В Беларуси День работников землеустроительной и картографо-геодезической службы был установлен в 2001 году. И огромная удача, по словам Владимира Павлейчика, найти в документах интересные подробности, которые могли бы рассказать о работе предшественников. План фольварка Великая Синь, который принёс один из местных жителей, – уникальный экспонат в коллекции музея Слуцкого филиала Минского областного агентства по государственной регистрации и земельному кадастру. Этот документ был составлен землемерами в начале ХХ века. Как можно прочитать – «…план составлен по натуральному показанию магнитной стрелки в 1902 году».
 
– Это очень интересный для нас документ, – говорит Владимир Павлейчик. – Тут есть много профессиональных моментов, мы видим, что было важно для землемеров более чем 100 лет назад. Есть ещё одна важная деталь – соседи владельцев участка. Среди них и князья Радзивиллы. Такой вот интересный факт в истории своей семьи нашёл один из местных жителей.
 
Своевременное и грамотное оформление участков в собственность, рассказывает руководитель Слуцкого филиала, всегда было делом очень важным. Всё заверялось у нотариуса. Сегодня подходы к оформлению земельных участков практически не изменились – замеры, границы, землеустроительное дело. А вот технология шагнула далеко вперёд, да и проще стало населению в плане административных процедур. Теперь заверять сделки могут не только нотариусы, но и землемеры.
 
 
 
Уникальной находкой для музея стали документы 1912 года, с которыми как-то пришла в бюро жительница Слуцка. Это так называемые купчие, которыми засвидетельствована «продажа крестьянину Ивану Гинтовту земельного незастроенного участка в конце улицы Широкой» Викентием Донбровским, который, как можно прочесть, приобрёл этот участок по купчей у княгини Марии Гогенлоэ в 1896 году. Здесь даже соседи указаны по участку, размер и очень много разных важных моментов. Так что серьёзные требования к оформлению документов предъявлялись и в ХІХ веке.
 
 
Елена КРУТОЛЕВИЧ
Фото автора
www.mlyn.by

Музей Елизаветы

   
 


Вот так просто и незамысловато назвал свой собственный деревенский музей Леонид Гапанович. Расположен музей в пригороде г. Слуцка, в деревне Безверховичи – малой родине Леонида Александровича. Здесь он родился, вырос, окончил восьмилетку. Среднее образование получил в соседней деревне Селище. А потом пошёл служить в Советскую Армию, да так там и остался на 32 года с гаком – решил посвятить себя военному делу. Учился далеко от дома – в Тюмени. Сейчас училище полностью называется так: Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова» Министерства обороны Российской Федерации.

В конце 80-х годов прошлого века повезло – был направлен в родной Слуцк в учебную дорожно-строительную бригаду, которая была сформирована в 1988 году в 1-ом военном городке. В то время в СССР была принята государственная программа «Дороги Нечерноземья». Строить эти самые дороги, как водится, поручили военным. Естественно, что солдата надо было научить работать на дорожно-строительной технике, готовить скрейперистов, бульдозеристов, экскаваторщиков, топографов, сварщиков, электриков и ещё много различных специалистов. Одну из учебных бригад разместили именно здесь, в Слуцке. Капитан Гапанович прибыл в числе многих на должность командира учебной роты. Здесь же он и закончил службу в должности заместителя командира бригады по боевой подготовке, правда, уже не дорожной, а 30-ой Краснознаменной отдельной железнодорожной бригады в звании подполковника.

Сейчас хоть и на пенсии, но всё ещё занимается преподавательской работой – учит уму-разуму молодых курсантов школы подготовки младших специалистов бригады. Учебно-материальная база школы соответствует современным требованиям и позволяет готовить высококлассных специалистов. В учебном корпусе имеются все необходимые методические пособия, мультимедийные комплексы, стенды, плакаты и макеты. В своё время Леонид Александрович сам курировал эти вопросы. А сейчас помог своими экспонатами оформить уголок этнографии в библиотеке воинской части.

Леонид Александрович ГапановичСемья по сегодняшним меркам большая – 2 сына и дочь. Только уже все вылетели из родного гнезда. Парни пошли по отцовским стопам – выбрали военную профессию: старший Евгений дослужился до подполковника, младший Алексей пока ещё майор. Дочка Елена, как водится, осталась при родителях – живёт отдельно в Слуцке.

Старый домик в Безверховичах достался от родителей. Раньше деревня относилась к Октябрьскому сельсовету, а с 2013 года – к Серяжскому. Все предки по материнской линии жили в этой деревне, а отцовская родня – в Середняках соседнего Знаменского сельсовета. Ну а если заглянуть ещё глубже в историю советского периода, то деревня относилась к Ивано-Огородникскому сельсовету. Был и свой колхоз или, как раньше называли, коммуна «Новае жыццё» («Новая жизнь»), который был создан ещё до начала Великой Отечественной войны, а в 1954 году ликвидирован. После проведения укрупнения колхозов жители деревни перешли в колхоз «Память Ильича» с центральной усадьбой в д. Селище. В этом же году Ивано-Огородникский сельсовет стал называться Октябрьским, контора переехала также в Селище. Сегодня деревня относится территориально к СПК «Агрофирма «Лучники»».

Идея создания своего музея родилась у Леонида Александровича как-то спонтанно. Коллекционированием старинных предметов, утвари он увлекался давно, о музее и не мечтал. Когда делал ремонт в доме увидел, что экспонатов старины скопилось уже достаточно большое количество. Много вещей осталось не только от родителей, но и от деда и прадеда. Вот и решил сделать для внучки Лизы этот музей, чтобы не на пальцах объяснять историю родного края, а на реальных вещах, доставшихся от предков. Да и своё место будет у внучки. Каждый помнит, как строили в детстве домики и шалаши. А тут не шалаш, а целый дворец дедушка подарил!

На обустройство музея Леонид Александрович потратил почти два года. Сначала одну комнату оформил, но вещей, которые хотелось выставить, ещё оставалось много. Пришлось оформить и второй «зал».

Крупногабаритные экспонаты находятся во дворе. Это поперечные конные грабли КГ-1, в народе называемые «грабарка» и выстроенные в шеренгу сечкарни. Хочется и конную косилку рядом поставить, и жатку-самосброску, да пока не нашёл.

Экспозиция в библиотеке воинской части. Фото Во славу РодиныВещи в музей попадают по-разному. Много документов осталось от родных. Старые газеты и журналы остались от отца, который их бережно хранил. Кто-то приносит вещи сам, иногда Леонид покупает их на рынке.

Музей назван в честь внучки - ЛизыПока в музей приезжают только друзья и знакомые, даже книгу отзывов уже завели. Сначала одну, теперь другую. Автору материала довелось попасть в этот самобытное местечко вместе с директором музея СПК «Агрофирма «Лучники»» Фёдором Николаевичем Корзуном и художником из соседнего посёлка Ретовщина Леонидом Григорьевичем Есиповичем, который этот самый музей и оформлял. По их словам, многих экспонатов даже у них нет в экспозиции!

Леонид Александрович всех посетителей обязательно фотографирует и вклеивает потом карточку возле каждой записи в книге отзывов. Друзья привозят в музей своих друзей и с каждым годом посетителей становится всё больше и больше. Самые дальние, кто побывал в музее – гости из Бразилии!

Конечно же, слово «патриотизм» каждый понимает по-своему. Леонид Александрович свою любовь к Родине сначала проявлял в форме службы в Вооружённых Силах, теперь его любовь в этом самобытном деревенском музее, сделанном для потомков ради памяти о предках. И не жалеет он на это не времени, ни сил, ни денег. Потому что дело это нужное и любимое.

 

Владимир ХВОРОВ
Фото автора

 

Старые номера газетС директором музея СПК «Агрофирма «Лучники»» Фёдором Николаевичем Корзуном и художником из соседнего посёлка Ретовщина Леонидом Григорьевичем ЕсиповичемСтарый огромный подстаканникЛитая гипсовая иконаСтарина магнитофон Весна-3Старые вещи из гардеробаАттестат деда, Алексея Демьяновича, об окончании Романовского высшего начального училищаСтарое семейное фото семьи Гапановичей

Музей транспортных войск Республики Беларусь

 


Здесь живёт история… Именно эти слова пришли мне на ум, когда я переступил порог музея транспортных войск Республики Беларусь. Он расположен на территории 30‑й отдельной Краснознамённой железнодорожной бригады, которая дислоцируется в Слуцке. Музей является уникальным и единственным в своём роде в нашей стране.

В его создании принимал участие не один десяток человек. Значительный вклад в экспозицию внесло командование транспортных войск во главе с начальником департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Республики Беларусь генерал-майором Сергеем Новиковым, большая работа была проведена инициативной группой под руководством первого командующего железнодорожными войсками суверенной Беларуси генерал-майора Анатолия Степука, внёс свою лепту и Совет ветеранов.

– В нашем музее имеется шесть тематических залов, которые знакомят посетителей с историей создания и жизнедеятельности железнодорожных, а позже – и транспортных войск нашей страны, – рассказывает внештатный экскурсовод Игорь Кунцевич.  – Открылись мы в мае прошлого года. Однако работа по накоплению экспонатов ведётся постоянно. Кто-то приносит исторические документы, фотографии, ценные экземпляры, а кто-то – просто воспоминания. Для нас все ценно. Музей обязательно посещают наши новобранцы, молодые офицеры. Всегда желанные гости для нас – это дети, школьники Слуцка и Слуцкого района.

Про таких людей, как Игорь Александрович, говорят: «Болеет за дело всей душой». Подполковник запаса, ветеран Вооружённых Сил, 30 лет отдал службе Отечеству. Сейчас работает на должности специалиста по учебной работе школы младших специалистов в 30‑й отдельной Краснознамённой железнодорожной бригаде.

Родился Игорь Кунцевич на Слутчине, здесь же окончил среднюю школу и принял решение стать офицером. В 1988 году завершил обучение в Минском высшем военно-политическом училище и был направлен на Северный Кавказ, где прослужил почти пять лет.

В 1993 году вернулся в Беларусь и попал в 307‑ю учебно-производственную дорожно-строительную базу железнодорожных войск. С тех пор его судьба неразрывно связана с «железными войсками».

Рельсы, шпалы и Янка Купала

Славная и богатая история белорусских железнодорожных войск берет своё начало с августа 1876 года. Именно тогда был создан один из первых «стальных» батальонов, который дислоцировался в Барановичах. Его формированием занимался генерал от инфантерии Михаил Николаевич Анненков. Первоначально батальон назывался военно-дорожным, а впоследствии был переименован в 3‑й железнодорожный.

Боевое крещение он получил уже спустя год в ходе русско-турецкой войны. С тех пор воинами-железнодорожниками пройдено немало дорог, на которых они сотни раз доказали свою состоятельность и завоевали нерушимую славу своим легендарным войскам. К слову, в железнодорожных войсках, в батальоне заготовки деревянных конструкций служил и народный поэт Янка Купала.

– Это осветительные и сигнальные фонари. Кстати, некоторые из данных образцов железнодорожники используют до сих пор,  – показывает на десяток различных по виду и конструкции «световых приборов» Игорь Кунцевич в первом зале музея.  – А это образцы рельсов. Причём каждый с «фирменным» клеймом: демидовский завод, образец 1878 года, завод князя Белосельского, 1881 год, это – французские, немецкие, английские образцы.

– И откуда все это к вам попало? – спрашиваю у Игоря Александровича.

– Все они найдены на территории Беларуси нашими военнослужащими при разборке старых подъездных путей.

От Ленинграда до Донбасса

Огромный вклад военнослужащие стальных магистралей внесли в Победу над фашистской Германией. Именно в годы войны в городе Мичуринске Тамбовской области была образована 30‑я отдельная железнодорожная бригада, которая впоследствии добавит в своё название слово «Краснознамённая».

Воины-фронтовики «тридцатки» в основном воевали в районе блокадного Ленинграда. После прорыва блокады бригада восстанавливала железнодорожные пути от Пскова до Риги. В 1944 году её перебросили на Донбасс, где она поднимала из пепла дороги региона и подъездные пути к угольным шахтам.

Особой страницей в истории железнодорожных войск периода Великой Отечественной войны считается подвиг Героя Советского Союза сержанта Виктора Мирошниченко. В октябре 1941 года подрывной группе под его командованием необходимо было взорвать мост через реку Снопоть на железнодорожном участке Рославль – Фаянсовая. Это был один из путей наступления гитлеровцев на Москву. К моменту получения приказа на другом берегу реки уже появились фашисты, которые направлялись к мосту. Во время обстрела был повреждён огнепроводный шнур, который тянулся к заложенным зарядам. Виктор понимал, что мост можно взорвать, только добравшись до ближайшего заряда. И это будет стоить ему жизни, ибо вернуться назад он уже не успеет…

Добравшись до заряда, сержант поджёг шнур. Прогремел взрыв – и мост, на котором уже находились танки и живая сила противника, рухнул… Сержант Мирошниченко погиб, но приказ выполнил.

– К слову, он является единственным воином-железнодорожником, удостоенным звания Героя Советского Союза,  – уточняет экскурсовод.  – Во многих железнодорожных частях на территории бывшего Союза ему стоят памятники. Есть такой и у нас в бригаде.

В экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне, множество книг, альбомов с фотографиями, писем, исторических документов – всего и не перечислишь. Все они – хранители истории, за каждым из них непростые судьбы людей, которые выстояли в часы лихолетья.

Не клад, а экспонат

Немало в музее и экспонатов, которые воины-железнодорожники извлекли из матушки-земли при проведении различных работ.

Среди них, к примеру, различные гильзы от патронов производства Германии, Франции и даже… Ирана. Как данный экземпляр оказался на слуцкой земле, остаётся лишь догадываться.

– Чего только не находят наши военнослужащие! Огнестрельное и холодное оружие, пулеметные ленты, гранаты, предметы быта. К редким экземплярам можно отнести револьвер системы «Бульдог» бельгийского производства, который был найден одним из наших железнодорожных батальонов,  – с гордостью говорит Игорь Кунцевич.

– А это уже оружие посерьёзнее!

– Да. Это немецкий пулемёт MG 08/15 Maxim образца 1915 года времён Первой мировой войны, первый ручной пулемёт с водяным охлаждением. Найден военнослужащими 77‑го отдельного мостового железнодорожного батальона при возведении моста в Верхнедвинске. А вот это конский специальный противогаз фильтрующий. Он представляет собой массивный намордник с угольным фильтром. Это приспособление крепилось кожаными ремешками и утяжками. Основной его задачей была защита коней от химической атаки на протяжении четырёх часов.

Есть в коллекции музея и «авиационные» находки. Это первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм. Её испытания в своё время проводил легендарный Валерий Чкалов на одноместном истребителе И‑16.

– А это наша гордость. Пуговица военного корпуса инженеров путей сообщения и рядового состава. На ней – изображения якоря и топора. Такие пуговицы появились в 1817 году. Кстати, с обратной стороны имеется клеймо изготовителя. К слову, и сейчас на эмблемах воинов‑железнодорожников красуется якорь.

Пути прокладывая БАМа

Не остались военные железнодорожники в стороне и от возведения «стройки века» – Байкало-Амурской магистрали. И снова стенды, фотоархивы, книги, награды. Вот сооружают насыпь, подвозят строительные материалы, забивают сваи – строительство трассы мужества и чести, как ещё называли БАМ, в полном разгаре.

– Идея строительства Байкало-Амурской магистрали возникла ещё в 1888 году. Но тогда строительство казалось невозможным по ряду причин, – рассказывает Игорь Кунцевич. – И только в 1932 году вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». С началом войны стройка была приостановлена, а во время Сталинградской битвы рельсы с возведённых участков сняты. Они были переброшены на участок Сталинград – Ульяновск, где была построена рокадная дорога для снабжения советских войск, которые вели бои за Сталинград.

– И только в 1974 году началось массовое строительство БАМа…

– Да. Это была всесоюзная ударная комсомольская стройка, куда приезжали молодые люди со всего Советского Союза. Тогда же прибыли и воины-железнодорожники. В строительстве восточного участка от станции Тында до станции Комсомольск-на-Амуре (около 1.800 км) принимали участие два железнодорожных корпуса и восемь железнодорожных бригад. Более 40 тысяч военнослужащих в тяжёлых природных условиях строили БАМ,  – поясняет Игорь Александрович.

Естественно, ни одна стройка не обходится без инструмента. В музее транспортных войск такие экземпляры имеются. А какие замысловатые названия! Электрический костылезабивщик, электрошпалоподбойки, рельсосверлильный и рельсорезный станок, пороховой рельсолом. Есть тут и водолазный костюм, в котором «бамовцы» трудились на бескрайних просторах бывшего СССР.

До сих пор в строю

Одними из первых воины-железнодорожники откликнулись на трагедию, которая произошла на Чернобыльской АЭС. В одноименном зале – история катастрофы, мрачные фотографии на стендах, защитные комплекты, различные противогазы, дозиметры, войсковой прибор химической разведки.

Значительный вклад в ликвидацию аварии внесли воины 71‑го отдельного путевого железнодорожного батальона. Руководил работами главный инженер батальона капитан Владимир Бараболя.

За умелые действия и проявленный героизм при ведении восстановительных работ в ходе ликвидации катастрофы многие офицеры и прапорщики были награждены орденами и медалями.

– Воины-транспортники наших бригад участвовали в боевых действиях в Афганистане. К примеру, героическую страницу в историю 65‑й автомобильной бригады вписал 9‑й отдельный автомобильный батальон, личный состав которого выполнял интернациональный долг. Четверо воинов‑автомобилистов были посмертно награждены орденом Красной Звезды: младший сержант Александр Фёдоров, рядовые Евгений Аникиенко, Юрий Грицков и Олег Штельмах.

Многие «воины-афганцы» и сейчас трудятся у нас в 30‑й отдельной Краснознамённой железнодорожной бригаде, хотя уже и находятся на заслуженном отдыхе. Среди них – прапорщик запаса Михаил Аввакумов. В музей воин-интернационалист передал фотографии, ксерокопию загранпаспорта для выезда в Афганистан. Там он был начальником диспетчерского пункта комендантского участка на перевале Саланг.

Анатолия Воронцова, который также до сих пор в строю, судьба дважды забрасывала «за речку». Сначала была срочная служба радистом, а потом, после окончания школы прапорщиков, спустя полгода – начальником радиостанции. И после этого он ещё участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. А совсем недавно у Анатолия Александровича… родился третий ребёнок.

Отстоять и развивать

Последние два зала посвящены зарождению и совершенствованию транспортных войск суверенной Беларуси. Железнодорожные войска Республики Беларусь как независимого и суверенного государства были созданы в 1992 году.

Их история тесно связана с именем генерал-майора в отставке Анатолия Степука. Три года он командовал 30‑й отдельной Краснознамённой железнодорожной бригадой. Именно ему пришлось в трудные девяностые доказывать в Верховном Совете страны значимость железнодорожных войск и бороться за их судьбу. К счастью, доводы Анатолия Яковлевича были услышаны.

Сейчас в музее хранится тот самый исторический документ – постановление Совета Министров Республики Беларусь № 760 от 18 декабря 1992 года «О железнодорожных войсках».

А в 2006 году в целях совершенствования системы транспортного обеспечения Вооружённых Сил на базе железнодорожных, автомобильных и дорожных соединений и воинских частей были созданы транспортные войска Республики Беларусь.

– Лозунгом наших войск по праву являются слова: «Призваны строить и защищать». Наши военнослужащие в мирное время строят, восстанавливают, возводят, ремонтируют, перевозят, а в военное – предназначены обеспечивать транспортную безопасность страны. Приглашаем всех желающих в наш музей. Поверьте, вы не пожалеете! – сказал мне на прощание подполковник запаса Игорь Кунцевич.



 

 

Подполковник Александр ПОЛИТАЕВ,
«Ваяр», politaev@mod.mil.by, фото автора
vsr.mil.by

 

 

Согласовать время посещения музея можно через заместителя командира бригады по идеологической работе.
Телефон (через коммутатор части) 5-54-97

Музей Агрофирмы «Лучники»


Музей «История СПК «Агрофирма "Лучники"», был открыт в Лучниковском центре культуры в канун празднования Дня Победы в 2008 году.

Его экспозиция состоит из четырёх разделов: «Из глубины столетий» (XVI – начало XX века), «На повороте истории» (1905–1940 гг.), «Военное лихолетье» (1941–1945 гг.), «Мирный труд» (1944–2008 гг.).

На конкретных материалах раскрываются исторические вехи жизни бывших выбранецких деревень Лучники, Брановичи и Варковичи, пути коллективизации и становления колхозного движения, оккупационный период (1941–1944 гг.), возрождение колхозов, их реорганизация после освобождения от немецко-фашистских захватчиков и мирный созидательный труд сельчан. Показан героизм и патриотизм участников-земляков Первой мировой, гражданской, советско-финской и Великой Отечественной войн.

Трудовой героизм отражён через комплексы материалов заслуженных людей: председателей колхоза Василия Степановича Макуцени и Николая Ильича Василевича, Лауреатов Государственной премии СССР и БССР Лидии Николаевны Деречи, Бориса Григорьевича Костюкевича и других заслуженных людей.

С помощью подлинных предметов быта, этнографии и народного искусства оформлены интерьеры: «Крестьянская изба», «Сельский Совет 20-х годов XX века», «Кабинет председателя 70-х годов XX века». Память погибших земляков увековечивает мемориальный стенд Великой Отечественной войны.

Идея создания музея принадлежит председателю СПК Николаю Ильичу Василевичу и вынашивалась долгие годы.

Автором научной концепции и экспозиции музея является Валентина Степановна Видлога, уроженка д. Лучники, а художественного решения – Леонид Григорьевич Есипович, художник, уроженец пос. Ретовщина. Благодаря их творческой мысли, слаженности в работе и взаимопониманию, а также оперативному решению хозяйственных вопросов Иваном Сергеевичем Жогло на создание музея ушёл всего год. Музей сегодня – гордость СПК. Его посещают различные делегации, гости, студенты и учащиеся школы и просто жители.

Автором научной концепции и экспозиции музея является Валентина Степановна Видлога   Автор художественного решения – Леонид Григорьевич Есипович   Смотритель музея - Фёдор Николаевич Корзун

Пожалуй, не одно мероприятие в СПК не проходит без участия бывшего работника Дома культуры, выпускника культурно-просветительного училища, любителя фотографии и видеосъёмки Фёдора Николаевича Корзуна, при нем всегда необходимая аппаратура. Он является автором ряда видеофильмов о жизни СПК: «Дожинки», «Празднования Дня Победы», «Чествование героев жатвы», «Юбиляры», «Открытие музея СПК» и других. Уже несколько лет он является смотрителем музея.

     

     

Недавно освободилось ещё несколько помещений в Лучниковском центре культуры. Руководство агрофирмы решило расширить экспозицию музея. Большая часть будет посвящена истории деревень, вошедших в состав СПК «Агрофирма "Лучники"» в последние годы, а это практически территория всего Серяжского сельсовета.



Заказать экскурсию в этот замечательный музей можно по телефону смотрителя музея: +375 29 990 0701

Музей истории слуцких поясов

 

Слуцкая фабрика художественных изделий – одно из крупнейших предприятий художественных промыслов Белоруссии. Размещена она в древнем, насчитывающем без малого девять столетий, летописном Случеске, который издавна славился искусными ремесленниками. Замечательная страница в историю Слуцка была вписана во второй половине XVIII – первой половине XIX веков, когда на мануфактуре, принадлежавшей Радзивилам, было налажено производство поясов. Впоследствии эти пояса получили название «слуцкие». Под руководством Яна Маджарского армянского мастера из Стамбула, а позже его сына Лео Маджарского, Слуцкая мануфактура или, как её называли «персиярня», выпускала в год около 200 поясов тончайшей работы. Из шёлковых, серебряных и золотых нитей искусством художников и ремесленников-ткачей создавались подлинные шедевры.

В 30 ых годах XX века в городе Слуцке была создана артель, объединявшая ткачих и вышивальщиц, владевших приёмами традиционного народного ремесла. В 1960 году артель была реорганизована в Слуцкую фабрику художественных изделий. В настоящее время Слуцкая фабрика художественных изделий специализируется на выпуске тканых, вышитых, швейных изделий. Это покрывала, пледы и разнообразные комплекты – для гостиной, кухни, дачи, скатерти и салфетки, постельное и столовое бельё, женская и мужская одежда изо льна. Различные сувенирные изделия: куклы, национальная одежда, пояса, рушники и декоративные дорожки, панно. Важное место в деятельности Слуцкой фабрики художественных изделий занимает производство полушерстяной пряжи и ватина. Современное оборудование позволяет выпускать продукцию высокого качества.

Тканые изделия, как правило, создаются вручную. В ткацком цехе, как когда-то в крестьянском доме, стоят ручные ткацкие станки – «кросны». Разнообразие рисунков и цветовых сочетаний в народном стиле – отличительные признаки тканей Слуцкой фабрики. Приверженность национальной традиции не мешает художникам фабрики придавать своим изделиям современное звучание. Традиционное они умеют убедительно сочетать с новым. Ритмы и пропорции узоров, цветовая гамма изделий разрабатывается с учётом современной моды, оформление жилья, наших сегодняшних представлений о красивом.

Изделия Слуцкой фабрики неизменным спросом пользуются у покупателей, которых привлекает возможность приобрести не просто нужную в быту вещь, но уникальный предмет народного искусства, созданный добрыми и умелыми руками мастеров.

Настоящий каталог познакомит Вас с образцами изделий Слуцкой фабрики художественных изделий. Они прекрасны, потому что заключают в себе такую ценность, как человеческий труд, одухотворённый талантом. Их цель – воспитывать в людях тонкий вкус и чувство прекрасного, дарить радость прикосновения к подлинному искусству.

В рамках реализации Государственной программы возрождения технологий и традиций производства слуцких поясов и развития национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса» на 2012–2015 гг. на предприятии была завершена реконструкция производственного корпуса по ул. М. Богдановича, 8. Создано новое производство по изготовлению копий, аналогов слуцких поясов, открыт музей истории слуцких поясов, кафе «Старый город», торговый объект «Сувенирная лавка».

Музей истории слуцких поясов состоит из нескольких зон. В первой – «Пласты истории» можно увидеть представителей разных мировых цивилизаций в определённые периоды истории. На протяжении всей истории пояс был обязательной частью костюма у всех народов мира. Его внешний вид, стилистика и функции менялись на протяжении веков.

Зона «Пласты истории»

Считается, что мода на длинные, широкие, шёлковые узорчато-тканые пояса пришла на белорусские земли благодаря идеологии сарматизма, в основе которой лежали генеалогические предания о происхождении аристократии Речи Посполитой от древних воинственных племён сарматов. Под воздействием легенд, широко распространённых в государстве в XVI–XVIII вв., представители верховного сословия страны стремились во всем быть похожими на «славных предков».

В зоне «Слуцкий пояс» представлен оригинал и копия слуцкого пояса. В XVIII–XIX вв. пояса изготавливались из шёлка, золотых и серебряных нитей. Одно изделие могло содержать от 65 до 200 грамм драгоценного металла.

Зона «Слуцкий пояс»

У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной), двухсторонними (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценными считались четырёхсторонние слуцкие пояса – каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое. При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая.

Слуцкие пояса стали выдающимся художественным явлением не только белорусского, но и западноевропейского декоративно-прикладного искусства XVIII–XIX вв. Это результат тысячелетнего развития на территории Беларуси ручных ткацких технологий и художественного таланта её жителей. Слуцкие пояса – это вклад белорусского народа в мировую культуру.

В зоне «Фрагмент дворца Радзивиллов» можно увидеть, как жили представители знатного рода. Будучи представителями одной из самых старинных знатных польско-литовских фамилий, Радзивиллы состояли в родстве со многими влиятельными родами, в том числе с королевскими домами Европы. Несвижские Радзивиллы были фантастически богаты. Дворцовые залы украшала роскошная мебель, персидские ковры, полотна знаменитых художников, бесценные коллекции предметов искусства, хрусталя, оружия, монет и медалей. Некоторые залы были целиком отделаны мрамором, алебастром или золотом.

Зона  «Фрагмент дворца Радзивиллов»

Зона «Мануфактруа» даёт представление о состоянии производства XVIII–XIX вв. Комплекс зданий слуцкой мануфактуры занимал большую площадь – 2,4 гектара. Общее число работников доходило до 60 человек. На персиарне изготавливалось 200 поясов в год.

Зона «Мануфактруа»

Вскоре после присоединения Беларуси к России пояса выходят из моды. Леон Маджарский прекратил аренду мануфактуры в 1807 г. Бывшая «персиарня» сократила изготовление поясов и расширила выпуск парчовых узорных и золотных тканей, главным образом, для нужд церквей и костёлов. Этот период нашёл отражение в «Сакральной зоне».

«Сакральная зона»

«Народная зона» знакомит посетителей с бытом обычных людей. Пояс в традиционной культуре белорусов являлся значимым и исключительно многофункциональным предметом. Он был необходимым компонентом одежды, выполнял разнообразные символические и обрядовые функции, а также использовался в быту в различных целях.

«Народная зона»

В традиционном белорусском костюме, который в целом отличался сдержанностью и лаконичностью декора, поясу придавалось очень большое значение. Он выполнял сразу несколько функций: практическую, символическую, магическую, апотропейную (защитную), этическую, знаковую, эстетическую.

Первый поясок в подарок ребёнку приносила бабка-повитуха, которая принимала роды. Такой пояс выступал в роли оберега.

Пояс являлся важным атрибутом свадебного обряда. Невеста дарила пояса жениху и свату на запоинах, что обозначало согласие на брак; пояс клали на рушник, на котором стояли молодые во время венчания; мать жениха встречала новобрачных с пирогом и поясом.

Пояс присутствовал и в похоронном обряде: в этом случае его роль заключалась в установлении символической связи между миром людей и загробным миром.

Пояса, употреблявшиеся в народном костюме на территории Беларуси, в основном были самодельными – ткаными или плетёными. Они отличались большим разнообразием: для каждого региона, а иногда и небольшого ареала были характерны свои неповторимые способы декора.

В настоящее время узорчатые пояса, выполненные в традиционных техниках плетения и ткачества, широко используются в сценическом и церемониальном костюме. Их изготовлением продолжают заниматься народные мастера, предприятия художественных промыслов, любители традиционной культуры. Пояс является одним из самых популярных современных белорусских сувениров.

В музее можно увидеть станок немецкой фирмы Mageba, сделанный по специальному заказу и не имеющий аналогов в мире. Состоит он из 2 частей: ткацкий станок и жаккардовая машина. Управляется станок двумя компьютерами. В его состав входит 7 основ, 1200 нитей, 6 челноков, что обеспечивает уникальные возможности.

 

Музей гісторыі слуцкіх паясоў. Дакументальны фільм з цыклу «Музеі Беларусі».
«Белтэлерадыёкампанія», 2014 г.



Режим работы музея: вторник-суббота 9.00–17.30.
Обеденный перерыв: 13.00–13.30
Выходной: воскресенье – понедельник.

Подробную информацию можно получить по телефону: (801795) 36809


 

Информация с сайта www.slutskiepoyasa.by