Экспозиция “История нашего края” размещена на пяти стендах. Первый стенд посвящем первобытному обществу.

Территория Слутчины была заселена людьми в глубокой древности. Первые стоянки человека на этой территории, обнаруженные учёными-археологами, относятся к эпохе мезолита. Основными занятиями людей этой эпохи были охота, собирательство и лов рыбы. Поселения располагались возле рек Случь и Лань. В эпоху неолита стоянки людей располагались неподалеку от деревни Огородники. Во время неолита люди меньше занимались охотой, предпочитая рыболовство и земледелие. Именно поэтому появилось разделение труда, которое предшествовало возникновению городов.

На экспозиционной витрине находятся наиболее ценные экспонаты музея: каменные топоры эпохи неолита (8 штук), рубило овальной формы, заостренное, которыми пользовались наши далёкие предки в эпоху первобытности.

В бронзовом веке на территории Слутчины важное место в деятельности человека занимало выращивание животных – коров, коз, лошадей, овец и свиней. Землю обрабатывали мотыгами, а в быту использовали глиняную посуду. Постепенно между скотоводами и земледельцами начал налаживаться обмен продуктами. Спустя столетия, в наше время в деревнях Большая Слива, Городище, Маглыши, Рачковичи были найдены орудия труда того времени. Немало находок было и в самом городе Слуцке. Слутчина во время железного века становится одной из самых освоенных территорий современной Беларуси.

Земли Слутчины входили в состав Туровского княжества, создание которого приходится на конец X столетия.

Второй стенд – “Период феодализма”. На этой витрине экспонируются два железных боевых топора (ХVII - XVIII вв.), железный наконечник гарпуна, фрагмент безмена.

Впервые Слуцк упоминается в «Повести временных лет» под 1116 годом, когда он, составляя собственность Великого Киевского князя Владимира Мономаха, был взят и сожжен минским князем Глебом – «в лето 6624 (1116). Князь Глеб впоследствии умер в киевских застенках, а Слуцк был восстановлен. В это время Слуцк был одним из главных городов Турово-Пинского княжества, имел прочные торговые связи с Туровом, Минском, Друцком, Мозырем, Черниговом.

В начале XIII века Слуцкое княжество, как и другие удельные княжества Туровской земли, попало в зависимость от сильного в то время Галицко-Волынского княжества. В 20-30 гг. XIVв. Слуцкие земли вошли в состав ВКЛ.

В 1395 году великий князь литовский Витовт, проводя политику централизации государства и ликвидируя феодальную раздробленность, своему двоюродному брату,  Владимиру Ольгердовичу (брату польского короля Ягайло) передал в наследственное владение Слуцкое княжество. Потомки Владимира Ольгердовича – князья Олельковичи – владели княжеством до 1612 года.

С конца XV века на белорусские земли стали нападать татары Крымского ханства. Слуцком в это время правил князь Семен Олелькович. И была у него красавица-жена Анастасия. Семёна и Анастасию соединяли любовь и взаимопонимание. Вскоре после свадьбы у молодой пары родился сын Юрий.

 Казалось бы, судьба приготовила красавице Анастасии тихое семейное счастье, но этому помешало вражеское нашествие.

 Летом 1502 года Олельковичи впервые схлестнулись в бою с татарами. Шеститысячное войско Баты-Гирея подошло к Слуцку. Нападение было стремительным и неожиданным. Татары заняли город, но большинство жителей успели затвориться в княжеском замке. Татары пробовали взять замковые укрепления, но слутчане мужественно оборонялись, и враги прекратили штурм. Разграбив окрестности города они с большим количеством пленных и стадами лошадей вернулись в Крым.

Новый татарский набег произошёл следующим летом. Князь Семён находился в отъезде, но его место заняла Анастасия. Враги были откинуты от стен города.

Завоеватели боялись холодов, поэтому набеги свои делали летом. Не потому ли полюбила Анастасия зиму? В это время ей никто не мешал любить мужа, воспитывать сына. В один из спокойных месяцев своей жизни слуцкая княгиня родила второго ребёнка, девочку, которой дали воинственное имя Александра.

В середине августа 1505 года «старый знакомый» Битис-Гирей вновь наведался «в гости» к слуцакам. Город отбил несколько атак. Благодаря прекрасно организованной обороне Слуцка, Битис-Гирею пришлось снять осаду. Но, вернувшись в Крым, татары оставили на этот раз в Великом Княжестве Литовском не только разрушенные города и разграбленные сёла, но и страшную болезнь, холеру. Заразился и князь Семён. Не помогли ни моления, ни знахарское искусство. Анастасия овдовела…

Будучи ещё в трауре, княгине пришлось отбивать очередную атаку татар. Со стен осаждённого Слуцка вдова князя Семёна, одетая в доспехи, руководила защитой. И снова татары ушли ни с чем. Мужество и отвага Слуцкой княгини поражала её современников.

Разрушенный и разграбленный чужаками край надо было восстанавливать. По приказу княгини Слуцкой в городе развернулись большие строительные работы. На территорию замка привозили землю, возвышая как оборонительные валы, так и всю остальную территорию детинца. Ремонтировались стены и башни, которые весьма пострадали от многочисленных осад.

Время шло. Незаметно стал взрослым сын Анастасии Юрий, и она передала ему управление княжеством. Но характер у сына был неспокойный. Молодая горячая кровь постоянно звала в сражение. Во времена длинных отлучек сына мать снова принимала на себя роль хозяйки Слуцка.

 В 1521 году татары в последний раз попытались овладеть Слуцком. Но развеять миф о непобедимости города им так и не удалось. Это случилось за четыре года до смерти княгини Анастасии.

 Она ещё успела устроить судьбу дочери – выдала её замуж за благородного князя, гетмана Константина Острожского. Это была блестящая партия для Александры Семёновны.

 Мать почувствовала, что выполнила в этой жизни все, что была должна. В 1524 году Анастасия отошла в небытие тихо и смиренно, как имеют счастье умереть только люди с чистой совестью.

 Красивой легендой вошла в белорусскую историю жизнь слуцкой женщины-богатыря Анастасии Олелькович, которая, как посвятила свою жизнь самоотверженному служению Родине.

13 сентября 2016г. в Слуцке у входа в будущий Дворец бракосочетаний установили памятник Анастасии Слуцкой. Представляет собой четырехметровую бронзово-гранитную скульптуру княгини, держащую в руках меч. Юбка статуи выполнена из гранита, а торс и меч из бронзы. Уникальность памятника в том, что аналогичных скульптурных работ, в такой форме сочетающих в себе бронзу и камень, в Беларуси больше нет. Вес постамента — 6 тонн. Вес каменной «юбки» — 5 тонн.

В историю вошла еще одна представительница рода Олельковичей – княгиня София Слуцкая. После смерти родителей она стала самой богатой невестой в Речи Посполитой. К ней посватался князь Януш Радзивилл. Перед браком София выставила жениху условие: он должен был пообещать сохранить в Слуцке православную веру. Радзивилл согласился на такое условие.

Княгиня активно занималась церковными делами на благо православной церкви, много жертвовала и занималась благотворительностью, строила на свои средства храмы.

Умерла княгиня София от родов мертворожденной дочери в возрасте 26 лет 19 марта 1612 года. Её обширные владения отошли к мужу, в род Радзивиллов.

Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса. Несчастная покойная, которая и сама при жизни была болезненной, после смерти стала избавлять от болезней других женщин. Когда были открыты нетленные мощи святой, то крестный ход с ними не раз спасал город от эпидемий и других бедствий.

В XIX в. мощи Софии были перевезены в Свято-Духов кафедральный собор г. Минска, где находятся и в наши дни.

Памятник Святой княгини Софии стал лицом современного Слуцка. Был возведен в 2000-м году. Арка — символ церкви, на которой зиждется жизнь. Взор святой обращён в ту сторону, где стоял Троицкий монастырь (окончательно разрушен после Великой Отечественной войны). В нём, оставшись сиротой, княгиня София воспитывалась, а позже покровительствовала обители. Вес скульптуры святой благоверной Софии Слуцкой — 4 тонны, материал — бронза.

Земли Слутчины перешли во владение князей Радзивиллов.  

Радзивиллы много сделали для слуцкой земли: в городе была открыта  старейшая школа в Беларуси – Слуцкая кальвинистская гимназия, которая действует и сегодня, налажен выпуск знаменитых шелковых слуцких поясов, действовали балетная школа, театр, город был превращен в первоклассную крепость. Благодаря тому, что Радзивиллы так укрепили Слуцк, город в XVI-XVII веке не смог взять никто.

После разделов Речи Посполитой белорусские земли вошли в состав Российской империи. В 1846 году город Слуцк был выкуплен казной и передан государству – на ту пору Российской империи.

 

Третий стенд – “Период капитализма”. Здесь размешены лапти лыковые, ковш с ручкой выдолбленный, туфли (выдолбленные), фрагмент ложки.

В XIX веке архитектурно-планировочная структура Слуцка стала коренным образом меняться. Через его центр был проложен отрезок дороги Москва-Варшава.

В городах Беларуси начинает появляться общественный транспорт. Считается, что наиболее удачной оказалась такая попытка в Слуцком уезде.

В 1909г. бобруйский купец Ф. Некрич и житель Слуцка И. Эттингер организовали первую белорусскую транспортную фирму - «Предприятие автомобильного общения». Первый маршрут «Слуцк-Старые Дороги» обслуживали три автобуса немецкой фирмы N.A.G. завода «Бенц и Даймлер». Расстояние от Слуцка до Старых дорог (47 верст) стало возможным доехать за 2 часа 15 минут. На линии Слуцк-Ляховичи (80 верст) использовались два автобуса фирмы «Дюркон». Летом движение было ежедневным, осенью - 2-3 раза в неделю. Зимой техника стояла в гараже.

Технический уровень автобусов, по сегодняшним меркам, был примитивным. Их колёса со спицами изготавливали из дуба и покрывали литой резиновой массой. В автобусе было три кабины: передняя для двух шоферов, за ней – для пассажиров первого класса, потом для пассажиров второго класса. Пассажиры третьего класса ехали на крыше, огороженной поручнями, здесь также размещали багаж. Проезд стоил: 1кл.- 2р.20к., 2 кл.- 1р.80к., 3 кл.- 1р. Это было недёшево: тогда даже самый высококвалифицированный рабочий мог заработать за день всего около рубля.

Скорость движения машин – 20-25 вёрст в час в зависимости от марки автомобиля. Какие дороги были в те времена, понятно, поэтому зимой рейсы вообще отменялись.  Компания просуществовала до осени 1915 года, когда было завершено строительство железнодорожной ветки Слуцк-Осиповичи. Железная дорога способствовала более быстрому развитию города и давала возможность скорее вывозить отсюда сельскохозяйственные продукты.

Город Слуцк на протяжении многих столетий был крупным торговым центром. С городами Польши и Литвы он был связан важными торговыми путями, которые сохранили своё значение и в XVII-XVIII веках. Кроме сухопутных дорог, велась торговля водным путём. Некоторые учёные считают, что знаменитый торговый путь «из варяг в греки» проходил в том числе и по Случи, несколько топонимов слуцкой земли получили своё название именно в то время (д.Греск, д.Буда Греская).

В Слуцк часто приезжали купцы из соседних городов и иноземные купцы. Сюда привозили свои товары купцы из Минска, Гродно, Могилёва, Бреста, Кобрина.

В центре города находилась большая торговая площадь. В то время торговая площадь и большие улицы в Слуцке были вымощены булыжником. Для этого купцы обязаны были привозить по одному камню с каждым возом товаров. Они, конечно, были заинтересованы в том, чтобы вести торговлю, не утопая в грязи.

Каждую неделю в воскресенье в Слуцке происходил «кiрмаш». Разнообразность товарного ассортимента, большой его выбор притягивали на «кiрмаш» много людей, часто не имеющих намерения что-нибудь купить. Обычно в это время в балаганах выступали комедианты, ставила спектакли труппа бродячих актёров, иногда приезжал передвижной цирк, цыгане водили медведей, потешая публику разными фокусами. Всё это вносило новизну и разнообразие в жизнь горожан. Потому на «кiрмаш» люди приходили не только за покупками, но и для забав, обмена новостями.

С возов торговцы продавали богатые и вкусные изделия слуцкой земли: масло фунтами и фасками, вкусно приготовленные белые сыры, сухие и подвяленные, свежие, масло просоленные с добавками сметаны. Солёное и свежее сало, шинки и колбасы. На возах были свежие яйца, куры, шерсть, полотно, сухофрукты. Но больше всего слутчане гордились своей чудесной слуцкой берой (сорт груши), о которой ходят легенды, а история её появления до сих пор окутана тайной. Сохранились свидетельства путешественников, которые отмечали, что при подъезде к Слуцку воздух наполнял прекрасный аромат слуцкой беры. В конце сентября, когда наступал период съёмной зрелости, многочисленные конные обозы с грушами вытягивались на всём протяжении от Слуцка до Минска.

 

 

Использованы фото материалы nasledie-sluck.by и tut.by