Время на всем оставляет следы: оно сравнивает горы с долинами, осушает водоёмы, стройного юношу делает сутулым старцем, маленькую девчонку делает бабушкой, деревушку превращает в город…

Изменило время и нашу деревню Козловичи. Но чтобы представить себе величие настоящего – надо знать истоки, свое прошлое...

 

Козловичская начальная школа была открыта в 1900 году в маленькой деревянной избе, разделенной на две половины.

До 1917 года это была однокомплектная церковноприходская начальная школа. Один учитель вёл четыре класса и жил в другой половине этой избы. Начинались занятия с ноября, когда оканчивались полевые работы. Когда на дворе шумела весна, занятия прекращались.

Первым учителем был  Лагун Никифор Киреевич, который не имел специального образования, но был грамотным и мог объяснять детям материал.

В школе было примерно 60-70- учащихся, которые сидели за длинными партами по 10-12 человек. Не было твёрдого распорядка занятий и расписания. Рабочий день начинался с восходом солнца и продолжался до заката с обеденным перерывом. Уроки длились до тех пор, пока учитель рассказывал материал всем четырём классам. Перед началом занятий и по окончанию их дежурный ученик читал наизусть молитвы, а учащиеся повторяли в голос. Это в то время было обязательным. Еженедельно в школу из Слуцка приезжал поп Вечерко.

В школе учили часослов, библейскую историю, псалтырь, закон Божий, арифметику, славянский язык. Учебников для учащихся не было. Учитель имел задачник для  старших классов. Дети знали только 4 арифметические действия.

Ученики носили с собой графические доски в школу и на них писали.

Четвертый класс оканчивал занятия позже, потому что программа у них была обширнее.

За курс церковно-приходской школы сдавали экзамены в городе Слуцке. На экзамене присутствовал и поп Вечерка. Сначала писали диктант, сдавали арифметику устно. Не сдавших экзамены, оставляли на повторный курс.

Учились те, кто имел средства и способности. Как правило, на учёбу отправляли мальчиков, девочек училось очень мало. Их в основном обучали дома вести домашнее хозяйство, прясть, ткать. В то время, считалось, что наука девочкам не нужна.

В школе была палочная дисциплина. Провинившихся учащихся сильно наказывали, ставили на колени. Проводилась внеклассная работа. В субботу вечером занимался церковный хор. Лучшие ученики пели в церкви. На Новый год ставилась ёлка с показом художественной самодеятельности.

В 1905 году в школу приехал молодой учитель со специальным образованием Цуканов Александр Филиппович.

С 1909 по 1924 год в школе работал Шуляковский Александр Иосифович.

С 1910 года преподавались предметы: славянский язык, история, география, арифметика. Основным предметом считался закон Божий. Молились утром, в обед и вечером.По-прежнему оставались в силе телесные наказания.

Первыми учениками до Октябрьской революции были Лагун Игнат, Якимович Константин, Василевич Илья, Василевич Маланья, Василевич Пелагея, которая позже стала первой учительницей и женой Шуляковского.

В 1914 году Козловичская школа считалась многочисленной. В ней насчитывалось от 80 до 120 учащихся.

А том же 1914 году началась Первая мировая война. А.И.Шуляковского мобилизовали. В школе работала Ольга Гарбок.

Октябрьская революция

После Октябрьской революции в 1917 году по приказу главнокомандующего Крыленко учителей демобилизовали.     ШуляковскийА.И. в 1918 году вернулся работать в Козловичскую школу.

В это время из школьной программы изъяли закон Божий. Перед началом занятий пели  «Белорусскую Марсельезу». Но в этом же году немцы оккупировали Слутчину. Козловичская начальная школа была закрыта.

В 1919 году во время польско-советской войны школа возобновила свою работу. Польские власти направили на работу в школу учительницу, которая преподавала на польском языке. Учиться стало трудно, так как старые учебники были изъяты, а новых еще не было. В школе училось несколько человек.

После окончания войны в Козловичах была восстановлена советская власть. В школе снова начал преподавать Шуляковский А.И. Растет количество учащихся, ребята учились грамотно писать, читать, изучали арифметику, историю своей страны, географию. Одному учителю справиться с работой в четырех классах становится труднее, поэтому  четвёртый класс в 1924 году был переведен в соседнюю деревню Лесуны. Там работал Криводубский Павел Лукич и Станкевич И.

Дети с огромным энтузиазмом взялись за учёбу, преодолевая трудности. Проводилась большая воспитательная работа, так как не все еще родители пускали детей в школу. Также в это время советской властью велась активная  антирелигиозная пропаганда, как среди учащихся, так и среди их родителей.

С 1924 по 1929 год в школе работал Пыж Максим Дмитриевич.

Дети в школу шли с 8-9 лет. Занятия в школе начинались с 9 часов утра и продолжались до вечера. Регламента уроков не было. Школа была и центром всей общественной работы. Здесь проводились все мероприятия. Программа для учащихся была обширная. Учащиеся изучали  русский, белорусский языки и литературу, природу, географию, историю, арифметику. За курс начальной школы сдавали экзамены. По окончанию школы выдавали свидетельство.

С 1929 -1930 год в школе работала учительницей Крот Просковья.

В 1932 году набрали учащихся в 5-й класс. Их было 30 человек. Школа стала растущей семилеткой. Директором был Болошко Федор Тихонович. Учителями работали Михнюк Антон Иванович, Захарик Фаина и Грозовская.

Стоял вопрос о расширении здания. В 1933-1934 годах были построены здания семилетней Козловичской школы из хат раскулаченных крестьян хозспособом.

В 1932  году была создана в школе пионерская организация. Принимали в пионеры только лучших учащихся. Их было 18 человек: Радюк Петр, Макаренко Любовь, Вишневская Евгения, Радюк Дарья, Василевич Татьяна, Василевич Степан, Якимович Любовь, Трофимович Иван, Радюк Екатерина, Трофимович Лидия, Василевич Николай.

Тогда еще штатного пионервожатого не было. Всю работу вели учителя. В пионеры принимали учащихся третьего класса перед всей школой. Галстуки шили сами из красного материала. Они скреплялись значком. Пионеры были самым активным ядром школы.

Органом пионерского отряда была газета. Первым редактором её была Радюк Екатерина. Газета выпускалась еженедельно и освещала всю жизнь школы. В 1936 году была введена пионерская форма.

В 1937 году была назначена старшей пионервожатой Колядко Анастасия Петровна. Она окончила четырехмесячные курсы Республиканской школы пропагандистов при ЦК ВЛКСМ. Число пионеров росло. Принимали в пионеры на торжественной линейке со знаменем, горном и барабаном. Не оправдавших звание пионера , исключали из организации.

В 1937 году в колхозе построили клуб. Все культурно-массовые мероприятия проводила школа. Большую роль в общественной жизни играла комсомольская организация, созданная в 1934 году. Первым секретарем был Якимович Сергей. В комсомол принимали лучших учащихся старших классов. Они проводили большую работу по ликвидации неграмотности среди населения. Первыми комсомольцами были: Волчок Иван и Антон, Павлюкевич Иван, Синегуб Иван, Колядко Иван, Вишневская Евгения, Кунцевич Степан.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Весь народ поднялся на защиту Родины.  Ушли на фронт  учителя: Василевский П., Мелешко Г.И., Дашук Н.А. Школа была закрыта. С оружием в руках защищали родную землю и воспитанники школы. Многие ушли в партизаны.

Только в 1944 году, после изгнания фашистов из нашей земли,  школа возобновила работу.

Погибли в боях с врагом Василевский П, Мелешко Г. Вернулись с партизанского отряда «Железняк» Тагиль Н.С., ставший директором, Коржевич Л.И. В то время работали учителя: Колядко П.Г., Синегуб А.Н., Курдюк Е., Ярошевич Е.Н. и другие.

Послевоенное время

С 1946-1949 годы директором  работал Касперович И.В.

В 1952 году набрали учащихся в 8-й класс. Школа стала растущей средней. Директором работал Кунтыш Петр Иванович. Первый выпуск  10- го класса средней школы был в 1955 году (23 выпускника).

В 1956 году лучшие учащиеся - выпускники за отличную учёбу, примерное поведение, активное участие  в общественной жизни школы получали золотые и серебряные медали. Школа работала в две смены. Условия были трудные.

С 1959 года директором работает Прилищ Ида Григорьевна.

Школа была обеспечена специалистами.

В 1959 году с принятием Верховным Советом СССР закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» школа стала именоваться так: Козловичская средняя общеобразовательная трудовая политехническая с производственным обучением школа.

В 1960 году на I съезде учителей республики в г. Минске школа получила высокую оценку своей работы. Директор была награждена медалью «За трудовую доблесть».

5 сентября 1964 года школа получила прекрасный подарок от колхоза имени Кирова – трехэтажную, просторную светлую школу. Расходы на строительство составили 360 000 рублей. Школа отвечала всем требованиям педагогической науки, санитарии и гигиены. Занятия проводились в одну смену. В школе были оборудованы актовый и спортивный зал, производственные мастерские, библиотека с читальным залом, кухня и столовая, пионерская комната, кабинеты физики и химии.

Большинство учителей имели высшее образование. Значком «Отличник народного образования» были награждены: Хлебко Лидия Николаевна, Колядко Ольга Петровна, Гилевич Олимпиада Павловна, Прилищ Ида Григорьевна.

С каждым годом росло количество учащихся (в 1959 году -230 ,  в 1969 году – 430 учащихся). Росла пионерская и комсомольская организация. Пионерская организация неоднократно награждалась переходящим знаменем райкома комсомола. Старшей пионервожатой в 1960 - 1966 году работала Столярова Мария Петровна. В день рождения пионерской организации 19 мая 1966 года дружине было присвоено имя Марата Казея. В 1965-1966 учебном году дружина получила  кубок за первенство в районе в туристско-краеведческой работе. В 1967 году санитарная дружина школы заняла 1 место в республике и была награждена фотоаппаратом.

В газете «Сельская газета» 6 октября 1968 года был помещен рассказ о жизни и работе учителей школы:

Учителя принимали активное участие в общественной жизни колхоза.

В 1934 году был создан Козловичский народный хор. Организатором его был учитель Прохор Василевский, который погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны. В 1965 году хору было присвоено звание «народный». Звание «Артист народного хора» получили учителя:    Живоглод М.П., Синегуб А.Н.,       Голец Л.Н., Лагун О.П.

Школа свято чтила память погибших воинов в годы Великой Отечественной войны. Силами комсомольцев был заложен парк в честь погибших земляков. В торжественные дни проводились митинги у памятника погибших воинов. В школе оформили стенд «Никто не забыт, ничто не забыто». Пионеры и комсомольцы собрали сведения о погибших земляках, их фотографии.

В 1965 году была заведена «Книга почета» школы. В нее занесены Радюк Т.М., окончившая школу с золотой медалью в 1965 году, Фролов А.И., Трофимович Н.П., окончившие школу с серебряной медалью в 1965 году, Синегуб О.С., окончившая школу с серебряной медалью в 1967 году, Голец В.В., окончивший школу с серебряной медалью в 1967 году.

В 1968-1969 учебном году учительский коллектив школы продолжал совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса. Боролся за выполнение Постановления «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». Выполняя эти задачи, школа имела ряд положительных моментов в своей работе и  достигла значительных успехов.

Улучшилось качество обучения по всем предметам учебного плана, в результате чего многие учителя добились глубоких, прочных знаний и высокой успеваемости учащихся.

В 1969 году колхоз построил прекрасный дом отдыха, где пионеры могли отдыхать в летний период.

В 1970-1971 учебном году в школе проводилась большая работа по идейно-политическому и военно-патриотическому воспитанию учащихся: были организованы вечера, посвященные Дню Советской Армии, митинги ко Дню Победы.

Важное значение имела система внешкольной работы, осуществляемой в семье и по месту жительства учащихся. Для этого были созданы клубы выходного дня, проводились экскурсии и походы,  была организована работа агитбригад, разнообразные трудовые дела по благоустройству своего села. Проводились спортивные мероприятия, содействующие укреплению здоровья школьников.

В колхозе был создан культурный комплекс, включающий в себя работу всех культурно-просветительских учреждений колхоза имени Кирова и работу школы. Ни одно мероприятие не проводилось в отрыве от комсомольцев и молодежи села.

Еженедельно по субботам и воскресеньям, выходным и праздничным дням проводилась дискотека, играл вокально-инструментальный ансамбль, часто выступал Козловичский народный хор.

Большая работа была направлена на трудовое воспитание учащихся. Ежегодно ученики школы оказывали большую помощь колхозу в полевых работах, особенно летом и осенью, сажали деревья, кустарники, выращивали цветы, шефствовали над колхозным детским садиком.

Колхоз совместно с СПТУ-209 оборудовали в школе класс по изучению трактора. Занятия по трактораделу проводил инженер колхоза Лагун Александр Сергеевич.

Школа проводила работу по профессиональной ориентации учащихся. Они осваивали основы сельскохозяйственного производства, приобретали много навыков и умений, учились применять на практике знания, полученные на уроках биологии и химии. В результате многие выпускники после окончания средних и высших учебных заведений становились ведущими специалистами местного и окрестных колхозов.

При школе работал филиал университета педагогических знаний для родителей, работу которого возглавлял организатор, под руководством директора школы. Работа филиала университета велась дифференцированно, в зависимости от класса, в котором учились дети, а также с учетом образовательной подготовки, жизненного опыта и интересов родителей.

19 мая 1972 года исполнилось 50 лет Всесоюзной пионерской организации. По этому случаю в школе был проведен торжественный сбор пионерской дружины. Председатель совета дружины                      Трофимович Тамара рассказала о проделанной работе дружины                   им. Марата Казея, отряды дружины рапортовали о своей учёбе и общественной деятельности. Был проведен торжественный парад у памятника воину-освободителю. Здесь же приняли в пионеры третьеклассников.

В мае 1972 года интересно и увлекательно прошла военно-спортивная игра «Зарница». Для успешного проведения игры в школе была проделана большая подготовительная работа. Создавались отряды, в которых пионеры могли овладеть юнармейскими специальностями: юный стрелок, разведчик, сапёр, связист, пожарник, санитар, редактор боевого листка.

Штабом батальона был подробно разработан план проведения  игры «Зарница». Юнармейские отряды разделились на 2 батальона, каждый  получил задание, согласно которому необходимо было, преодолев ряд препятствий, прибыть к месту назначения.

Приказом по школе были поощрены особо отличившиеся в игре пионеры: Макаренко Людмила,  Мурашкевич Анатолий, Козляк Николай, Василевич Сергей, Прилищ Анатолий, Войтова Тамара, Матусевич Наталья, Титко Лариса. Пионерский отряд им. Зины Портновой 7 «Б» кл. (кл. руководитель Радюк А.Т.) участвовал в районной игре «Зарница» и занял 1-е место, был награжден грамотой райкома комсомола.

Летом 1972 года учащиеся школы участвовали в туристическом слёте, заняв среди школ 1-е место. Ребята с гордостью привезли в школу почётный кубок.

18 декабря юные друзья пожарных дружин Козловичской СШ приняли активное участие в районном слёте ЮДПД, заняв 1-е место и получив денежную премию в размере 75 руб, которые были израсходованы на приобретение туристической формы.

В конце декабря отмечали праздник, посвященный 50-летию образования СССР. В школе был проведен фестиваль союзных республик «Широка страна моя родная». Каждый класс представлял отдельную союзную республику, готовил национальные костюмы, альбом и три номера художественной самодеятельности, песни, танцы, стихи.

В апреле 1974 года юнармейский отряд школы в военно-спортивной игре «Зарница» занял 1-е место и был награждён Грамотой Слуцкого РК ЛКСМБ.

За участие в районном конкурсе патриотической песни, посвященной 30-летию со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, вокальный ансамбль школы (Живоглод Светлана, Голец Галина, Трофимович Тамара, Дробушевич Наталья, Козлович Ирина, Радюк Тамара, Хмур Елена, Василевич Нина) был награжден Почетной грамотой Слуцкого РК ЛКСМБ.

17 декабря 1974 года школьной комсомольской организации  было вручено комсомольское знамя.

В 1980-1981 учебном году был выполнен Закон о среднем всеобуче. Школа уже 5 лет школа работала без второгодников. Лучших успехов в обучении и воспитании учащихся добились учителя Трофимович И.И., Цагойко Т.М., Сучок Л.Л., Лагун О.П., Лабкович М.И.

Школа работала по кабинетной системе. Осуществляя задачу подготовки учащихся к жизни  и труду, учительский коллектив больше внимания уделял трудовому обучению и воспитанию, идейно-нравственному воспитанию учащихся. Проводилась большая работа с пионерами и комсомольцами по формированию сознательной дисциплины и культуры поведения.

К 1982 году Козловичскую СШ окончили 792 выпускника, из них 11 медалистов. Из стен школы вышли замечательные труженики народного хозяйства. Среди них Герой Социалистического Труда – Синегуб Иван Леонтьевич – звеньевой механизированного звена по выращиванию сахарной свеклы в колхозе имени Кирова.

Доярка колхоза имени Кирова Батанова Валентина Ивановна была награждена двумя орденами Славы.

Мастер горнопроходчик Игнатович Анатолий Васильевич был делегатом XXVI съезда КПСС.

41 выпусник школы стали педагогами.

С апреля 1983 года директором работает Цагойко Татьяна Михайловна.

В 1984-1985  учебном году вся учебно-воспитательная работа в школе была направлена на выполнение задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в свете требований реформы общеобразовательной и профессиональной  школы.

Успешно решались вопросы питания, подвоза учащихся, создания библиотечного фонда. Хороших успехов в обучении и воспитании школьников добились учителя Живоглод М.П., Тихоненко В.В., Пенязь Т.С., Живоглод З.И., Морголин Р.Е., Сучок Л.Л.

В школе работали три группы продленного дня из числа учащихся 0-4 классов в количестве 105 человек.

Большое внимание в воспитательной работе уделялось ленинской тематике, идейно-политическому, нравственному, трудовому воспитанию и профориентации учащихся.

Большинство учащихся школы ответственно относились к выполнению общественных поручений, проявляли активность и заинтересованность в данной работе.

 В связи с реализацией реформы школы особую значимость приобретали задачи вооружения учащихся глубокими и прочными знаниями, необходимыми для дальнейшей учебы и подготовки их к общественно полезному труду в сфере  материального производства. В школе на протяжении многих лет значительное место вучебно-воспитательном процессе отводилось трудовому воспитанию, обучению и  профессиональной ориентации учащихся.

Учебные предметы преподавались в тесной связи с жизнью, с практикой  сельскохозяйственного производства. В школе имелись типовые мастерские, слесарная и столярная, где учащиеся овладевали приёмами работы с металлом, древесиной, узнавали, где применяются эти материалы в народном хозяйстве, учились самостоятельно решать задачи, возникающие в процессе труда.

В 1985-1986 учебном году была оборудована лаборатория на 5 рабочих мест для ремонта школьных и колхозных тракторов. В школе имелось 7 тракторов. Хорошим подспорьем в работе был кружок «Юный тракторист», где ребята учились устранять неисправности.

Много сил отдавал любимому делу наставник юных механизаторов, учитель трудового обучения и черчения Сучок Л.Л. Своим отношением к делу, к учащимся он прививал любовь к труду. Учитель учил ребят культуре труда,  точности, аккуратности, бережливости.

С 1990-1991 учебного года школа перешла на дифференцированное обучение, начиная с 10-го класса. Дифференциация осуществлялась по 3 направлениям: общественно-гуманитарное, физико-математическое и профессиональное.

В школе занималось 223 ученика, работало 25 учителей и воспитателей. Из них – 24 имели высшее образование , 1 – средне-специальное.

В это время в школе была проведена значительная работа по укреплению  учебно-материальной базы школы, художественному оформлению. На эти цели правлением колхоза было выделено 120 тысяч рублей. Отремонтированы и оформлены 16 учебных кабинетов, кабинеты психологической разгрузки и информатики, мастерские, актовый и спортивный залы, гардероб, столовая, сделана пристройка к ней, где разместились склад, мясной цех, помещение для холодильного оборудования. В школе созданы хорошие условия для творческого труда учителей и учащихся.  Введены уроки ритмики в 1-8 классах, всемирная культура в 9-11 классах.

В школе на 1993-1994 учебный год работали кружки: мягкой игрушки, «Юная хозяйка», «Юный тракторист», кружок информатики, психологии, кройки и шитья, «Меткий стрелок»,  «Юный овощевод», хор и вокальная группа, клуб «Жывое слова».

Продолжалась работа по совершенствованию  профильной дифференциации, направленной на личность ученика.

С 1992 по 1998 год учащиеся школы занимали 5-8 призовых мест на районных олимпиадах, 40% выпускников поступали в ВУЗы.

 С 1998 года было введено углубленное изучение математики в 8-ом классе, с 1999 года – профильная дифференциация в 8-ом классе по 2 направлениям: естественно-математическое и базовое. На повышенном уровне в профильных группах изучались математика, физика, химия, информатика, французский язык, белорусская литература. На уроках широко использовались элементы развивающих технологий обучения.

На занятиях психолого-педагогического семинара изучались новые технологии модульного и проблемного обучения. Учителя Богалейко Т.В., Максименко Н.С. использовали на уроках элементы технологии «Шаг за шагом», Тихоненко В.В., Бернадская Т.В. – элементы обучения по системе Занкова. Формы уроков отличались разнообразием: уроки-путешествия, уроки-конкурсы, интегрированные уроки, уроки комплексного применения знаний.

В 2000 году на базе 10-го класса школы создан лицейский класс при БАТУ.

27 мая 2000 года школа отпраздновала 100-летний юбилей. В актовом зале Дворца культуры собрались  представители разных поколений учителей и учащихся, ветеранов педагогического труда, жителей деревни. Среди почетных гостей праздника были: председатель Слуцкого райисполкома Ломоть З.К., начальник Минского областного управления образования Новик А.С., заведующий Слуцким РОО Дерман И.А., председатель колхоза имени Кирова Пилецкий В.Ф. и др.

Среди выпускников школы – доктора, кандидаты наук, преподаватели высших учебных заведений, врачи, юристы, учителя, руководители предприятий и учреждений.

Сегодня ГУО «Козловичская средняя школа» реализует программу общего и среднего образования. Учреждение образования посещает 93 учащихся. Педагогический процесс осуществляют 19 педагогов. В школе занимаются дети не только из агрогородка Козловичи, но и ближайших деревень: д. Ближние Бондари, д. Дальние Бондари,  д. Лесуны, д. Малая Слива.

Учащимся предоставляются услуги дополнительного образования: объединения по интересам «Историческое краеведение», «Автомир», «Здравушка».

В школе за многие годы сложились свои традиции, проводятся знаковые мероприятия: «Ярмарка Добра», «Вечер встречи выпускников» и др.

Учащиеся школы являются участниками и победителями районных и зональных конкурсов, участвуют в исследовательских работах.